В день своего рождения вице-президент «Енисея» Сергей Ломанов о молчунах, долгожданном чемпионстве команды, спартаковском духе и легионерах — в интервью официальному сайту «Енисея».
— Главный подарок ко дню рождения Вам, Сергей Иванович, видимо, преподнесли еще 30 марта в «Крылатском», когда «Енисей» в 13-й раз стал чемпионом страны?
— Безусловно, победа над динамовцами столицы, которые много лет являются сильнейшим клубом страны, о чем я всегда говорил, меня порадовала. «Енисей» мощно начал финальный матч и в стартовой двадцатипятимину
— В российском спорте много разговоров ведется вокруг темы легионеров в игровых видах спорта. Мнения самые разные. Вячеслав Манкос, например, говорит о том, что «Зоркий» не прочьусилиться и за счет шведских игроков топ-уровня. Манкос добавляет при этом, что российские игроки хорошего уровня сейчас стоят гораздо дороже скандинавов. Каково Ваше мнение по этой теме?
— Если пофантазировать и представить, что вдруг в футбольном «Енисее» за скромные деньги согласились бы играть Месси или Ибрагимович, что в этом плохого? Сколько мальчишек бы они привлекли в футбол, а зрителей — на трибуны?! (смеется) Да мамы прямо из роддома стали бы тогда приносить детей в футбольные секции. Думаю, что если в хоккейном российском клубе будут играть один или два классных шведа, то это обогатит игру клуба, сделает хоккей привлекательнее. В свое время появление российских игроков в шведских клубах очень многое дало для шведского хоккея. Да и министр спорта РФ Виталий Мутко не так давно говорил о том, что работа в отношении легионеров в спорте должна быть системной. В качестве положительного примера Виталий Леонтьевич приводил волейбол, где в командах играют не более двух иностранцев. И даже хвалил волейболистов за разумный, сбалансированный подход к этой теме, напоминая о том, что в результате они выиграли лигу чемпионов. Кстати я вам лучше из жизни еще один факт расскажу. Не так давно беседовали в Москве с одним шведским хоккеистом, и он рассказал мне, что до приезда в Россию он имел совершенно неверное представление о нашей стране. Говорил о том, что из Европы они, благодаря своим СМИ, видят Россию совсем не такую, какая она есть на самом деле. Поиграв здесь, швед сейчас смотрит, по его словам, на нашу страну и россиян совершенно другими глазами. Так что спортивное сотрудничество, точечное приглашение к нам лучших специалистов своего дела принесет пользу не только в спорте, но может стать весомым фактором народной дипломатии, дипломатии мира. Почему нет?
И все же самое главное о легионерах уже сказал президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта. Разрешите я процитирую: «Полностью отказываться от зарубежных специалистов не следует. Боже упаси! Многие из них очень продуктивно работают, приносят отличный результат, особенно в тех видах спорта, где наша национальная школа только формируется. В целом, нужно выстраивать работу таким образом, чтобы поднимать профессиональный уровень наших отечественных игроков и наставников». Ну что добавить, если все уже сказано четко и ясно: выстраивать работу так, чтобы поднимать профессиональный уровень игроков и наставников. В этом я вижу главный посыл высказывания президента. И тоже, как и Владимир Владимирович не вижу большого смысла в том, что в тот же хоккей с шайбой, где мы всегда сами были законодателями мод и доминировали в Европе, мы стали приглашать большое количество европейских тренеров и хоккеистов не самого высокого уровня. В футболе же приглашение поработать со сборной Хиддинка и Капелло — это бесспорные решения.
— В чем могут и должны, на Ваш взгляд, прибавить хоккеисты «Енисея»?
— Хотелось бы, чтобы в нашей команде воспитывалось бы все больше классных игроков, которые бы становились кумирами мальчишек. Таких, как Юра Викулин, Сергей Ломанов, Алан Джусоев. И есть еще много ребят в команде, которые еще чуть-чуть и тоже смогут стать такими кумирами для детей на долгие годы, если сами научатся себя выстраивать, копаться в себе, искать… Ведь каждый хоккеист знает о себе, о своих сильных и слабых сторонах мастерства не меньше тренера, а то и больше.
— За что можете простить игрока, а за что — нет?
— Многие вещи могу простить, ведь у каждого человека могут случиться самые неожиданные проблемы. И каждый человек может совершить ошибку, попасть в сложную ситуацию. Нельзя в таких случаях отворачиваться от него. Не прощаю поступков, которые отрицательно влияют на командный дух, атмосферу в команде. Подлости, предательства.
— Спорт наверняка помог Вам познакомиться с коллегами из других видов спорта?
— Да. У меня много хороших товарищей и друзей были и есть из футбола, хоккея с шайбой и других видов. Все они творческие люди. В жизни встречал очень много великих людей разных поколений, и всех их отличала скромность. Близко был знаком с Львом Ивановичем Яшиным — он возглавлял наши хоккейные делегации на чемпионатах мира. Дружили со многими шайбистами — тоже простые, скромные парни. Или взять Сашу Тарханова, с которым дружим с юности — интеллигентный человек и отличный специалист. Мне повезло, что всегда вокруг меня были люди, с которыми можно было и поговорить, и поспорить, и научиться у них многому. Скромность — одно из самых нужных человеческих качеств — она дает возможность человеку смотреть на себя критически и исправлять свои недостатки.
— Что бы Вы пожелали команде в новом сезоне?
— Хотелось бы, чтобы «Енисей», его тренеры — Андрей Пашкин со своим тренерским штабом не отходил бы от хоккейной философии, выработанной нами много лет назад, работал бы в том же направлении, как ранее мы работали вместе. Хотелось, чтобы в «Енисее» сохранялся свой подход к делу — это важно. Есть планы, бумаги, графики, но есть общая клубная философия. Мы ее вырабатывали долго. Много проводили с ребятами теоретических занятий, разбирали нюансы, приходили к общности мышления, не только к выработке модели игры. Сейчас хоккеисты выросли и разговаривают между собой, мыслят в рамках и категориями общей философии игры «Енисея». Правда, хотел бы посоветовать молодым ребятам быть поактивнее. Не скромничать, не отсиживаться молчком. Я вообще к молчунам и скромникам немного с подозрением всегда относился: в тихом омуте черти водятся.
— О чем мечтается?
— В «Енисее» практически идеальная ситуация внутри коллектива — не только тренерского. Мы, пожалуй, один из немногих клубов, где каждый человек работает на созидание. И я, и Пашкин, и Савлук, и Ануфриенко, тренеры СДЮСШОР — мы все прошли школу «Енисея», хотели и хотим здесь жить и работать на развитие клуба и русского хоккея. Для нас все вокруг — наш дом, и мы все работаем на благо своего дома, на развитие клуба. Помните, говорили про спартаковский дух, динамовский дух? У каждого из этих двух знаменитых клубов была своя философия, своя волна, на которую были настроены игроки команд. Далеко не каждый футболист или хоккеист «Спартака» мог бы заиграть в «Динамо» и наоборот. Вот и в «Енисее» хотелось бы работать так, чтобы создать в нем то, чего нет не у кого, ни в одном клубе страны. И чтобы все это было пропитано духом хоккейного клуба «Енисей».